Ищете настройщика своей мечты!? Поздравляю, Вы нашли его!

 Дмитрий Иванов

 НАСТРОЙКА ПИАНИНО И РОЯЛЕЙ 

     8-965-434-01-01

 

 

Техника настройки фортепиано

Мастерству настройки фортепиано учатся практически, им нельзя овладеть прочтя некоторое количество теоретических работ.

 

Нужна кропотливая тренировка слуха и руки с ключом и другим рабочим инструментом. Однако овладение основами теории и приемами опытных настройщиков может значительно ускорить обучение этому уникальному мастерству.

В этой главе большое внимание будет уделено настройке клавишных инструментов. Музыканты, играющие на различных струнных инструментах, настраивают их самостоятельно, но не много найдется пианистов, которые способны настраивать свой инструмент, так как настройка фортепиано сложная и квалифицированная работа.

       Настройка клавишных струнных инструментов

Состояние клавишных инструментов, которые приходится настраивать настройщикам, может быть различным по стабильности строя и по физической сохранности основных частей: опорных конструкций, механики, корпус а и т. д. Разумеется, настройщик должен учитывать это состояние, но во всех случаях, когда не требуется предварительный ремонт, то есть тогда, когда необходима работа именно настройщика, а не реставратора, должна быть проведена полная настройка, начиная с области темперирования и по всей шкале.

Некоторые настройщики имеют вызывающую сожаление привычку настраивать инструмент на той высоте, на которой он находится к моменту настройки. Пониженный строй может быть оправдан только для фортепиано старше 50 лет и то не во всех случаях. Для остальных инструментов должна быть установка строя в камертон, проверенный и точно настроенный на тон ля1 440 Гц (или 443 Гц для оркестровой настройки).

Иногда ограничиваются выборочной настройкой отдельных хоров, а там, где наиболее заметны отклонения, уточнением отдельных интервалов. Но большинстве случаев фортепиано следует настраивать по полной программе.

Инструмент настройщика пианино

Основной инструмент для настройки: камертон (или несколько камертонов с разными частотами темперированной шкалы), настроечные ключи, различающиеся по диаметру гнезда под головку вирбеля (на нормальный и утолщенный вирбель) и по форме ручки (Г или Т образной), клинки деревянные, оклеенные замшей, и резиновые клинки, интонировочные иглы. Кроме того, нужны различные регулировочные и ремонтные инструменты: отвертки, плоскогубцы, кусачки, хорейзен, крючок для подъема колец струны на вирбеле и т.д. В продаже имеются язычковые камертоны, и типа свистков. Нужно предостеречь от их применения для серьезных видов настройки. Такими камертонами можно пользоваться любителям при повседневной настройке смычковых и щипковых инструментов. Ни в коем случае их нельзя использовать для настройки клавишных инструментов, поскольку частота язычковых камертонов и свистулек сильно зависит от температуры и влажности попадаемого на язычок воздуха и в процессе работы с таким камертоном частота его никогда не бывает постоянной. Даже вилочный камертон (особенно из алюминия) подвергается влиянию температуры, и настройщик должен знать об этом.

Заглушение струн производят с помощью резиновых или деревянных, обтянутых замшей, клинков. Деревянный клинок используют при настройке струн дисканта пианино, где из за малой длины струн трудно вставлять резиновый клинок. Стержень деревянного клинка свободно проходит между гаммерштилями (стержнями) молоточков и вставляется между струнами одного хора или между соседними хорами.

Резиновый клинок вырезают из массивного куска достаточно твердой резины длиной примерно 70 -100 мм, шириной 10 -15 мм и толщиной 6-8 мм. Клинок вырезают сначала острым ножом и затем заглаживают неровности напильником или, что еще лучше, обрабатывают на шлифовальном круге.

Считается, что настраивать пианино и рояль настройщик должен стоя. Но мастера не всегда придерживаются этого правила и настраивают также и сидя, особенно когда пианино малогабаритное.

Камертон держат за рукоятку и резко, но не слишком сильно, ударяют им о какой либо твердый предмет, покрытый тканью, сукном, резиной. Можно просто ударять вилкой камертона по согнутому суставу кисти свободной левой руки. Настроечный ключ может быть посажен на головку вирбеля в восьми различных положениях. Какое из них предпочтительнее? Общая рекомендация: ручка ключа должна стоять по направлению к оси струн и чуть правее. Но в пианино можно ставить и несколько левее воображаемой линии продолжения струн.

Расположение рукоятки ключа справа от вирбеля (при настройке пианино) считается некоторыми настройщиками неправильным, хотя на практике чаще можно встретить именно такое положение ключа. Получается как в известной ситуации: «Нельзя, но если очень необходимо, то можно». По нашему мнению, если не злоупотреблять слишком большим переносом рукоятки ключа вправо (в рояле влево), то такое положение также может быть допустимым в практике.

Что же касается излишнего давления на гнездо вирбельбанка, то оно действительно не желательно для беспанцирных чугунных рам инструментов, то есть таких инструментов, у которых чугунная рама имеет окно в области расположения вирбелей. В современных клавишных инструментах применены исключительно панцирные чугунные рамы, и в них давление выходной части вирбелей передается жесткой пластине панциря. Поэтому расположение рукоятки ключа и на стороне струны, и на противоположной стороне определяется в некоторых случаях только удобством работы с ключом и не должно иметь особого отрицательного влияния на прочность посадки вирбелей в панцирных инструментах с хорошим держанием строя. Но правое расположение рукоятки всѐ же нежелательно для беспанцирных инструментов, если к тому же слаба посадка вирбелей в гнездах.

На первом этапе овладения работой с настроечным ключом необходимо усвоить правило: головка ключа всегда должна быть плотно, до упора установлена на вирбеле. В инструменте могут стоять и ремонтные утолщенные вирбели. Для них нужно иметь соответствующую головку настроечного ключа с большим размером восьмигранного гнезда.

Постановка нормальной головки на утолщенный вирбель может привести к порче квадрата вирбеля и к большому люфту при настройке. Обычной ошибкой начинающего настройщика является постановка ключа не на тот вирбель, струна которого настраивается в данный момент. В верхнем регистре это часто является причиной перетяжки и обрыва струны, так как настройщик, не слыша изменения высоты настраиваемой струны, перетягивает другую струну до ее обрыва. Поэтому рекомендуется каждый раз сначала убедиться в правильности выбора вирбеля.

Цель настройки получение правильно и устойчиво настроенных струн с точно выдержанными высотными соотношениями. Стабильность настройки (частоты) струны зависит от той техники, которой владеет настройщик. Под стабильностью частоты струны здесь следует понимать способность струны сохранять приданную ей частоту при воздействии сильных ударов по клавише. От данного понятия необходимо отличать стабильность строя инструмента, зависящую от длительности процессов релаксации струн и опорных конструкций, от прочности посадки вирбелей, изменений температурно-влажностных условий внешней среды. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неустойчиво из-за неправильной техники настройки, и при первых же сильных ударах по клавише, струна окажется фальшиво настроенной по отношению к другим струнам.

При низкой стабильности строя струна даже при правильно выбранной технике не будет устойчивой продолжительное время к игровым нагрузкам. Что же в таком случае определяет стабильность частоты струны? Поведение струны в процессе настройки определяется двумя факторами, зависящими друг от друга: упругостью настраиваемой системы и трением в ней. Каждый из этих факторов имеет несколько составляющих. Если под понятием «настраиваемаясистема» подразумевать все, что закрепляет, натягивает и поддерживает струну в точках соприкосновения с ней, то в эту систему мы должны включить вирбель с вирбельбанком, струну и опоры струны: аграф или клангштабик с каподастром, штифты на штеге и рамный штифт на чугунной  раме. Вот эту всю систему в результате настройки необходимо оставить в таком состоянии напряженной устойчивости, которое наилучшим образом сохранит заданную частоту струны.

Перечислим составляющие факторов упругости и трения. К первому надо отнести: упругость вирбеля, составленную, в свою очередь, из упругости самого вирбеля и упругости гнезда в вирбельбанке, упругость нерабочих частей струны, упругость рабочей части струны, упругость штега, связанную с упругостью деки, и упругость штеговых штифтов. К фактору трения следует отнести трение вирбеля в гнезде вирбельбанка, трение в аграфе или на клангштабике, трение на штеге. Трение на штифте чугунной рамы мы не будем рассматривать, поскольку оно, как правило, велико и практически исключает расстройку струны из-за сдвига ее около штифта. Что происходит при натягивании струны в такой системе?

Прежде всего натягивается участок струны между вирбелем и аграфом (каподастром и клангштабиком), далее натягивается ее рабочая часть и в последнюю очередь нерабочая часть между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы. Поскольку существует трение в местах отсечек рабочей части струны, напряжение в керне струны на различных ее участках обычно неодинаково, и это создает одну из предпосылок неустойчивого положения струны. Действительно, напряжение в керне струны у вирбеля больше напряжения рабочей части струны, а последнее больше, чем напряжение нерабочей части струны уштифта чугунной рамы. При постепенном повышении силы удара молотка по струне и при условии, что величина трения приблизительно одинакова на местах отсечки рабочей части струны, сначала выравнивают напряжения в керне по обе стороны аграфа (клангштабика), затем можно выравнять напряжение в керне по обе стороны штеговых штифтов.

Эти оба выравнивания напряжений по разному сказываются на частоте колебаний струны: сначала частота повышается, так как скачок струны на аграфе при первоначально большом напряжении в нерабочей части струны у вирбеля повышает напряжение в рабочей части, а с ним и частоту. Так как напряжение в нерабочем участке струны за штегом было ниже напряжения в остальных участках, то сдвиг струны по штегу вызовет уже понижение частоты рабочей части струны. Мы рассмотрели один вариант работы струны при определенном соотношении трений и упругостей элементов настраиваемой системы.

В каждом индивидуальном случае каждому инструменту, струне будут свойственны конкретные соотношения величин трений в опорах и упругостей, которые заранее определить невозможно. Например, при большом трении на штеге напряжения в керне по обеим сторонам штега при сравнительно слабых ударах вообще не будут выравниваться. Поведение струны будет иным, если она предварительно была существенно перетянута и настроена с понижением напряжения верхнего нерабочего участка (у вирбеля).

Величина трения на опорах может существенно меняться в разных струнах. В некоторых случаях трение может быть почти равным нулю, особенно на клангштабике, или достигать большого значения, когда соприкасающиеся участки струны и клангштабика покрыты ржавчиной или струна имеет в этом месте излом. Чтобы преодолеть подобные препятствия при настройке, рекомендуется в начале настройки предварительно ослабить струну.

Если же есть уверенность в том, что трение струны у аграфа или клангштабика достаточно мало, а необходимо снять «застойные» явления в струне на штеге, можно проделать следующее: слегка перетянуть струну и в момент этой перетяжки сильно ударить по клавише данной струны, чтобы выровнить напряжение на штеге. При последующем понижении напряжения, поворачивая вирбель против часовой стрелки, одновременно ударяют по клавише, выравнивая напряжения уже по обеим сторонам аграфа.

Допустим теперь, что напряжение на штеге достаточно выровнено, а трение струны между штеговыми штифтами таково, что небольшие изменения напряжения в струне под воздействием вирбеля не дают возможности струне скользить по штегу. Возникает вопрос, каким должно быть направление движения нерабочей части струны у вирбеля, приводящее к точной настройке рабочей части струны? Очевидно, это последнее движение, вызываемое действием вирбеля, должно быть таковым, чтобы напряжения в керне струны по обеим сторонам аграфа или клангштабика были по возможности равными. Действительно, если заканчивать настройку струны так, что у вирбеля напряжение в струне будет больше, чем в рабочей части, то при сильных ударах струна может перескочить в сторону вирбеля и повысить свою частоту, то есть произойдет ее расстройка вверх.

Если же настройку заканчивать при пониженном напряжении в керне нерабочей част и струны у вирбеля по сравнению с напряжением рабочей части, то дальнейшая расстройка будет происходить с понижением частоты струны.

 

Использованы материалы из книги В.Г. Порвенкова

(Продолжение следует)