Впервые систему равномерной темперации предложил и ввѐл в практику в 1533 г. Ланфранко. В 1533 году в небольшом итальянском городе Брешия было опубликовано методическое руководство Джованни Мария Ланфранко (Scintile di musica Блеск музыки.) В нѐм, наряду с изложением различных вопросов теории и практики музыкального искусства, впервые даны новая система темперации и звукоряда и усовершенствованные приѐмы настройки клавишных инструментов. "Мы имеем достаточные основания для того, чтобы признать изложенную Ланфранко систему темперации первым свидетельством применения в органно-клавирном исполнительстве двенадцатиступенной равномерной темперации"
Темперация Ланфранко, говоря современным языком, это квинто-октавная (теперь уже устаревшая) темперация. В ней, однако, темперировались и терции. Ланфранко указал на необходимость темперации всех терций: большие следовало увеличивать, а малые немного уменьшать. Совместное звучание их в составе трезвучия подсказывало величину изменений.
Таким образом, Ланфранко уже в начале XVI века описал большинство приѐмов, обеспечивающих равномерность темперации квинт, за исключением использования биений.
Кстати, терции уже давно использовались в настройке темперации. Флорентийский музыкант Пьетро Арон в учебнике «Музыкальный тосканец» (1523 г) разъясняет итальянский способ настройки с широким применением гармонически исполняемых терций для определения размеров темперированных интервалов. Н. Шерман пишет: "Итальянские органисты превратили терцию из проверочного интервала, определяющего качество настройки темперированных квинт, в один из основных опорных интервалов строя, подобно октаве и квинте."
Теоретическое обоснование равномерной темперации дал в 1636-1637гг. Мерсенн. Первым акустиком XVII столетия, обстоятельно изучившим энгармонический строй и давшим ему научную акустическую основу, был француз Марен Мерсенн музыкант исследователь, философ и физик. Он вычислил высотные соотношения между звуками и свѐл их в таблицу интервальных коэффициентов в труде "Всеобщая гармония", 1636-637гг. Основной принцип его темперации равномерное деление пифагоровой коммы между двенадцатью ступенями октавного звукоряда, устанавливающее двенадцать равных полутонов, является основополагающим принципом современного энгармонического равномерно темперированного строя. Мерсенн утверждал, что в его время равномерная темперация была "самая употребительная" система строя клавишных инструментов. Позднее историки не согласились с этим утверждением.
Удивительно, что считающийся в немецкоязычной технической литературе отцом равномерно-темперированного строя Андреас Веркмайстер хотя и расширял энергично круг пригодных для исполнительства тональностей, не принял энгармонический равномерно-темперированный строй. Веркмайстер был противником равномерной темперации. Строи, предложенные Веркмайстером, (Музыкальная темперация, 1691 г.) были неравномерно темперированными, в них были чистые и «волчьи» квинты. Большое количество интервалов и аккордов в настройке Веркмайстера звучало плохо и фальшиво. Даже сторонник темперации Веркмайстера, его ученик Иоганн Георг Нейдгардт указывал на резкость звучания многих интервалов и аккордов, неравномерность больших терций.
Немецкий теоретик XVIII века Фридрих Вильгельм Марпург в своѐм труд о строях заявил, что "темперация Веркмайстера также мало стоит", как и все другие неравномерные темперации. Темперация Веркмайстера отличалась от распространѐнных в музыке XVI и XVII столетий неравномерно темперированных строѐв тенденцией (и только?) к установлению энгармонического равенства звуков, отсутствовавшего в прежде созданных неравномерно темперированных строях. Но его темперация, конечно, была неравномерной в ней были не только большая часть чистых, но и несколько расширенных квинт. Веркмайстер не пришел к отказу от неравномерно-темперированного строя. Он верил, что только строй, сохраняющий чистые квинты, способен удовлетворить музыкальное искусство. На связи своей темперации с таким строем он указал в 1698 году, когда была опубликована последняя работа Веркмайстера, ближе всего подошедшая к равномерно-темперированному строю...Веркмайстер был искренне убеждѐн в достоинствах неравномерной темперации и положительных качествах своего строя, создающего, по его мнению, условия для исполнения современной музыки.
Слепая вера в незыблемость теоретического учения прошлого помешала Веркмайстеру признать равномерно-темперированный строй. Интересен исторический факт соревнования в настройке органа между Иоганном Николаем Бахом и Иоганном Георгом Нейдгардтом. В 1706 году последователь Веркмайстера акустик и дирижер Иоганн Георг Нейдгардт опубликовал книгу о лучшей темперации монохорда, с помощью которого настраивался клавишный инструмент. Он решил показать преимущества своей настройки при постройке нового органа Иоганну Николаю Баху. Тот согласился, но предложил часть звукоряда настроить одним способом, а часть другим.
Музыканты и певцы при сопоставлении настроек отдали предпочтение строю Баха. Звукоряд, настроенный Нейдгардтом, давал плохое звучание интервалов и аккордов. Нейдгардт был вынужден согласиться с таким заключением и признать своѐ поражение в соревновании. Поражение в соревновании с И.Н. Бахом не привело, однако, Нейдгардта к отказу от своего строя. Он попрежнему отрицательно относился ко всем эмпирически созданным темперациям, как неравномерным, так и равномерной.
Нейдгардт убедился в неспособности темперации Веркмайстера, из за имеющихся в ней интонационных недостатков, занять ведущее место в музыкальной жизни. Но этот вывод не привѐл Нейдгардта к признанию равномерно-темперированного строя. Характерной чертой темпераций Нейдгардта было стремление во что бы то ни стало сохранить какое либо количество чистых квинт, при отказе от равномерного членения коммы между всеми ступенями октавного звукоряда. Позднее, в книге «Полностью исчерпывающие математические членения» в 1732 году,
Нейдгардт еще ближе, чем Веркмайстер, подошел к энгармоническому равномерно-темперированному строю. Он уже признавал деление коммы на двенадцать частей, но его темперация отличалась от равномерно-темперированного строя некоторым количеством чистых квинт и связанной с этим неравномерностью темперации остальных.
Близко подойдя к равномерно-темперированному строю, Нейдгардт не мог не указать на темперацию, в которой «все квинты настраиваются с уменьшением на 1/12 коммы», то есть косвенно признать тот строй, против которого так долго боролись Веркмайстер и его последователи.
Но и в этом труде, упомянув о равномерно-темперированном строе, Нейдградт не отказался от неравномерной темперации. Он остался убежденным сторонником «единственно правильной» математически рассчитанной неравномерной темперации звуковых систем и настройки их при помощи монохорда. В итоге, три варианта темперации Нейдгардта в музыкальную жизнь не вошли, хотя и получили более высокую оценку, чем темперации Веркмайстера. Постоянно и настойчиво пропагандировал равномерно-темперированный строй И.С. Бах.
«Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха появился в 1722 году. Великий музыкант сам приступал к настройке инструмент а и затем проверял еѐ качество на разнообразных импровизациях прелюдий, токкат, фантазий и даже больших и сложных фуг.
Бах "никогда более 15 минут не настраивал свой клавир". ...Карл Филипп Эммануил Бах изложил правила настройки своего отца так: "Хорошая темперация строя, позволяющая исполнять музыку во всех 24 мажорных и минорных тональностях, достигается с помощью квинт и кварт при последующей проверке их настройки на больших и малых терциях и аккордах. Квинты следует настраивать совершенно одинаково, так, чтобы слух не обнаруживал различий в их величине. Для этого они должны устанавливаться от двух звуков октавы и проверяться по звучанию кварт. Использование кварты в качестве регулирующего интервала позволяло получить хорошую квинту и лучше услышать связь этих двух интервалов с той октавой, от которой они настраивались.
Применяемые для проверки квинт и кварт аккорды необходимо исполнять гармонически, потому что при их мелодическом исполнении слух "часто обманывает нас, и мы обнаруживаем нечистоту звучания не раньше того, как она достигает величины, обычной для некоторых плохо настроенных инструментов".
Бах использовал настройку звуков не только при помощи трезвучий, но и септаккордов. Это было то новое, что Бах внес в метод настройки энгармонического равномерно-темперированного звукоряда. Бах, оценив акустические возможности аккордов с септимой, превратил их в важное средство организации равномерно-темперированного звукоряда.
Септаккорды увеличили количество интервалов, применявшихся при настройке клавишных инструментов: к традиционным октавам, квинтам, квартам, терциям и секстам, присоединились секунды, септимы, увеличенные кварты, уменьшенные квинты, значительно улучшившие интонационные качества звукоряда органов и клавиров. "Музыкант устанавливал звучание ...хроматических ступеней при помощи уменьшенных септаккордов, позволяющих очень точно определить энгармонические качества полутонов. Так, применяя давний способ определения высоты звуков с помощью аккордов, современники Баха могли заменить неравномерно-темперированный строй другим: равномерно-темперированным."
Равномерная темперация победила все другие (неравномерные) темперации. Закончим экскурс в историю темперации ещѐ выдержками из книги Н. Шермана: "После того как равномерно-темперированный строй занял господствующее положение в музыкальной жизни, органисты и пианисты прекратили поиски звуковой системы и сейчас не хотят еѐ изменять... Время от времени публикуются новые предложения, частично изменяющие существующий строй или полностью от него отказывающиеся. Но все эти предложения постигает участь их предшественников: они неизбежно увеличивают длинный ряд систем, отвергнутых творческой практикой."
Использован материал из книги Н. Шермана "Формирование равномерно-темперированного строя." Музыка, 1964